Федеральная информационная площадка

Новости

Летняя школа ЭТО 2015
8 сентября 2015 г.
Image

24 августа состоялось открытие ежегодной Летней школы для студентов Элитного технического образования, которая длилась неделю. 21 участник и 10 организаторов расположились на территории лагеря Юный Томич.

Приветственное слово произнесла начальник отдела ЭТО Серебрякова Е.Н., указав, что это событие «зажжет» ребят и побудит их в учебном году на активную деятельность в качестве кураторов и помощников отдела.

Чтобы приоткрыть завесу тайны о Летней школе, мы расскажем, как она проходила в этом году.


Летняя школа ЭТО. День первый

Участники были распределены по командам и знакомились друг с другом посредством словесной игры «Бункер», в процессе которой они искали выход из «подземной лаборатории». 

После знакомства началась образовательная программа, которая имела в этот день мотивационный характер. На занятии о «Теории элит» Ж. С. Абдыкеров, выпускник ЭТО 2014-го года, рассказал об ответственности, которая лежит на плечах настоящей элиты. А приглашенный эксперт, директор областного государственного учреждения «Томский региональный ресурсный центр», О. Е. Макеева поделилась опытом в сфере управления проектами. Тренинг «Обратная связь», проводимый С. Ю. Башмаковой, научил правильно высказывать негативное отношение к работе, совершаемой человеком, а не к его личностным качествам.


Рома Станкевич, ИФВТ, 2 курс

Что же было в самом начале? Первым был Жанат - магистрант ТПУ, человек, который попробовал объяснить нам, кто же такая элита. Чем мы можем отличаться от окружающих, и вообще кто мы? Он был первым, кто заставил нас задуматься, хотя бы чуточку поразмыслить. Помню с каким скрежетом в голове начали двигаться шестеренки, с неохотой, по каплям выдавая мысли. Помню, как вышел с первого тренинга и понял, сколько вопросов нашел. Новых, необычных для той жизни, до ЛШ. С удовольствием вспоминаю первую рефлексию, на которой пытался наговориться всласть после скучного лета. И помню, с какой легкостью куратор Катя нашла противоречия в моих словах, давая повод для новых, интересных и ещё далеких размышлений. Времени как всегда не хватало, и в перерывах коротких, скоротечных проскальзывали мысли, услышанные в первый день.

Конечно, были и другие выступления Жаната. Именно он объяснил нам, кто такой инженер, что мы в будущим неотделимы от общества. Именно он рассказал, как сохранить команду на протяжении долгого времени. Как удержать людей, в которых ты нуждаешься. Только сейчас я понимаю, что Жанат был тем человеком, который подготовил нас ко встрече со всеми остальными интересными людьми. Он на примере своей речи показал, что значит конкретика, понятие, точка зрения и аргументы.

Image
Image
Image

Летняя школа ЭТО. День второй

В этот день участники определили понятие «инженер» с Ж. С. Абдыкеровым, оценили масштабы современной инженерии с главным организатором проекта «Антилекции» А. В. Романцом. Кроме того, президент частного технопарка DI-Group И. В. Ковалев на своем примере рассказал ребятам, как создаются инновации. Завершала образовательные события этого дня лекция о самоопределении, которую прочитал Д. Е. Крапчунов, научный руководитель арт-проекта «Васильев вечер». Ребята не только разобрались, каким же был национальный русский костюм, но и увидели его воочию, а также поучаствовали хороводах и традиционных молодежных игрищах.


Максим Сухарев, ИПР, 3 курс

Занятие Алексея, посвященное современной инженерии, на самом деле сильно затрагивало проблему самоопределения. На протяжении двух часов в воздухе висел вопрос: «Какая у меня мечта?».

На примерах успешных людей, таких, как Илон Маск, было наглядно показано, как человек, следующий за своей мечтой, при этом имеющий инженерные и предпринимательские навыки, можешь добиться невообразимого успеха.

Даже если отдалиться от уникумов и посмотреть на улицу, можно увидеть - будущее уже создается. Такими же инженерами, как я. А это значит, в моих руках будущее всего мира. И подходящая мечта для этого уже есть...


Иван Коленционок, ЭНИН, 2 курс

Мне лично понравилась вся программа, подчерку что понравилось больше всего. В первую очередь, это «Васильев вечер». Я думал, что это самый лучший день в моей жизни. Так сложилось, что в повседневной жизни я встречаю только каких-то серых, унывших, невзрачных людей, которые не хотят идти на учебу, вообще не хотят ничего в этой жизни. Я говорю, конечно, не про всех людей, которых я встречаю на своем жизненном пути, а про основную массу. Но в тот вечер, мне кажется, это был второй день нашего пребывания на ЛШ, когда мы пришли на баскетбольную площадку, я увидел совершенно новых людей, у которых горят глаза, душа на распашку. До этого вечера я не знал ни одного русского танца и ни одного русского хоровода. Мне понравилось абсолютно все, и песни, и танцы, и игры. Я полностью проникся этой атмосферой, я как будто поменялся внутри. Понял, сколько есть людей неиспорченных современностью. У меня всегда были склонности к подобным традиционным вещам.  Мне понравились ораторские качества Крапчунова Даниила, я осознал, какое важное дело он делает, показывая молодежи кто они, кем были их предки, показывая русскую культуру, русские традиции. Считаю, что он делает великое дело, возрождая понимание людей.

Image
Image
Image
Image

Летняя школа ЭТО. День третий

Утром Ю. Н. Шевченко, преподаватель АНО «Ассоциация дискуссионных клубов», беседовал с участниками о понятии и мышлении. Позже ребятам предстояло собственными руками создать робота-жука. Вечерним культурным мероприятием на сплочение команд был Форт Боярд.


Ярославна Бабинская, ФТИ, 3 курс

Лекция Шевченко Юрия Николаевича о мышлении была очень интересна. Говорили об общении, о понятиях, мышлении. Общение определяет человека, а чтобы быть успешным в общении, нужно уметь слушать, также необходимо владеть словом, видеть сразу несколько смыслов, которые за ним стоят. Потому как если ты владеешь словом, то другие люди, с которыми ты общаешься, будут максимально приближены к тому, что ты хотел сказать, то есть больше вероятность быть понятным для них. Для того, чтобы развивать свое мышление, как раз-таки необходимо общение определенного уровня и регулярности.


Рома Станкевич, ИФВТ, 2 курс

Одним из самых ярких впечатлений стала встреча с Шевченко Юрием Николаевичем. Этот человек сделал тот день одним из самых важных для многих. Рассказав об общении в самом полном смысле этого слова, он донес для меня разницу между убеждением и доказательством. Именно он объяснил, почему второе невероятно трудно, а с первым может справиться каждый. Он показал мышление с трех абсолютно разных, но при этом тесно связанных сторон.  С самого начала он постоянно переспрашивал нас, поняли ли мы его слова. Делал акцент на простоте своей речи. Тем самым завязав разговор о понимании. Что значит понять слова человека? Что люди вкладывают в свои слова? Почему смысл слов, идею, ту неосознанную, но такую понятную самому человеку, не могут осмыслить другие?  Причина этому и словарный запас, лексикон, используемый человеком, а самое основное - понятия, который человек вкладывает в свои слова. Всё это я услышал за пару часов разговора с этим интересным человеком. Уже вечером, потихоньку осмысливая всё услышанное, я с трудом осознал, как мало мы видим вокруг себя. Как мало мы тратим сил и внимания, чтобы осмыслить то, что нас окружает. После этой встречи появилось множество трудных вопросов, на которые только предстоит ответить. Да, это будет трудно и уж тем более далеко не сразу. Но это будет интересно.


Егор Дергунов, ИНК, 2 курс

Мне очень понравилось данное мероприятие Форт Боярд. Не только усилия организаторов, но и даже погодные условия способствовали погрузиться в атмосферу данного мероприятия. Порывы ветра, мелкий моросящий дождь создавали атмосферу, что мы находимся не в центральной Сибири в лесу, а посреди бескрайнего океана. На этапах, тщательно подготовленных организаторами нас ждали конкурсы, которые испытывали не только конкретного участника, но и всю команду в целом. Хотя различные трудности могли вызвать разногласия в команде, но наша команда делалась все дружнее и дружнее. Мероприятие пришлось мне по душе, было приятно провести время вместе с людьми, которые за неделю стали мне надежными товарищами.

Image
Image
Image

Летняя школа ЭТО. День четвертый

Утром об основах критического мышления участникам рассказал президент автономной некоммерческой организации «Ассоциация дискуссионных клубов» В. П. Таукин. Днем командам предстоял тренинг на командообразование - Бастион, который провели выпускники ЭТО 2014 года Даниил Збродько и Руслан Нурмухаметов. Вечером участники могли отдохнуть и заняться творчеством.


Оля Петрова, ИК, 2 курс

От Бастиона я получила только положительные эмоции. Я поняла, что самое главное в командной работе – доверие. Узнала, каково это - работать в слаженной команде, а также поняла, какую роль в ней я могу занимать.


Александр Виноградов, ИК, 2 курс

На Летней школе я поучаствовал в интересном мероприятии под названием Бастион. В самом начале было видно, что всем было страшно, потому что никто не знал, что нас ждет. Но с каждым испытанием командное настроение поднималось и уже под конец, наша команда была сплочена как никогда. Но самое интересно было впереди, ведь нас ждало последнее испытание, которое не каждому под силу. Но к счастью все мы справились с этим испытанием и успешно прошли Бастион.


Валерия Таратушкина, ИНК, 2 курс

Добиться полного взаимопонимания в команде сложно. Добиться полного взаимопонимания в большой команде практически невозможно. Но именно навык эффективной коммуникации является одним из самых важных при работе в команде. Меня «Бастион» научил, прежде всего, именно этому. Что-то получалось, что-то нет, но из всего можно было вынести ценный урок. Так же мероприятие явно дало понять, кто на что способен и за какие функции в команде может нести ответственность.


Оксана Терентьева, ИНК, 2 курс

С самого начала серьезная и спокойная атмосфера мероприятия заставила нас забыть обо всем, чтобы сплотиться командой для достижения единой цели. Хотя некоторые мероприятия вызывали небольшие сложности не сколько в физическом плане, сколько в эмоциональном, но я считаю что наша команда смогла их преодолеть и успешно подойти к последнему испытанию, которое показало что каждый из нас спокойно доверяет друг другу.

Мне понравилось данное мероприятие, оно показало насколько важно доверять каждому члену команды и поддерживать каждого, когда возникают какие-либо трудности.


Артем Волков, ИК, 2 курс

Больше всего на летней школе понравился творческий вечер, на котором можно было сшить мягкую игрушку, изготовить магнит на холодильник из камней и красок, сплести браслет, а также многое другое. Это классно с точки зрения, что тебя обучает человек, для которого это приятного времяпровождения и поэтому он передаёт этот настрой тебе.

Image
Image
Image
Image

Летняя школа ЭТО. День пятый

В проектный день каждая из четырех команд собрала и запустила в неба свою ракету. Вечером ребята поучаствовали в English Club’е и побывали в другой реальности, благодаря ролевке.


Евгений Букреев, ИНК, 2 курс

Пятнадцать минут на теорию и долгожданные 2,5 часа практики. Какого делать размера? Какого веса? Какие выбрать стабилизаторы? Учитывая ещё еле работающий интернет, работать приходилось практически вслепую. Никаких пробных запусков – двигатель только один. Всё или ничего.

В такие моменты понимаешь, что значит стоять перед тяжёлым выбором – попробовать что-то новое или выбрать стандартную модель.

Самый волнительным был момент запуска ракеты. Полетит она или упадёт почти сразу после вылета? А ведь рядом ещё 3 команды со своими ракетами, две из которых улетели высоко в небеса.

Наша ракета взлетела. Но не высоко.


Дима Герасимов, ИК, 2 курс

Мы командой изготавливали корпус ракеты с готовым двигателем из предоставленных нам материалов.

Было интересно подумать над конструкцией будущей ракеты, «спроектировать» и реализовать её самим в небольшие сроки, учитывая достаточную серьёзность предоставленного нам двигателя. Мы много спорили, много смеялись, отчего, наверное, на нас «поставили» меньше всех. Но при всём при этом сделали простую, но неплохую ракету, которая должна была взлетать по гораздо более широкой и более короткой, нежели у других, трубе, отчего в нас никто не верил и даже, наверное, мы сами. И мы просто ликовали, когда увидели, что она взмыла в небо, оставив двух конкурентов далеко позади. А когда узнали, что по неподтверждённым данным наша ракета взлетела выше всех, нашей радости не было предела. :)


Ильфа Габитова, ФТИ, 2 курс

Только на ЛШ возможно собрать ракету из движка, картона, бумаги, гвоздя и герметика; пустить её по трубе диаметром в три раза больше ракеты и быть уверенными вместе со всеми, что она не взлетит. И увидеть свой триумф. Это был потрясающий опыт, мы большую часть времени смеялись, предлагали самые безумные идеи, потому что зачем париться о ракете, которая не взлетит? Но она взлетела. Взлетела выше деревьев, выше остальных трёх, вторая из которых была неоспоримым фаворитом, но проиграла нашему гвоздю на двигателе в огромной трубе. Этот восторг, радость от акта творения, безудержное веселье в команде, дикий крик, когда стало понятно насколько высоко она поднялась, - ничто не сравнится со всем этим взрывом эмоций.

Image
Image

Летняя школа ЭТО. День шестой

Завершающий день Летней школы был посвящен кураторству.

Утром участникам предстояло определить ценности Элитного технического образования: взаимопомощь, семейная атмосфера, желание саморазвиваться, открытость общения, возможность для развития собственных профессиональных идей. Кураторы, работающие с группами первокурсников, и организаторы, в чьи обязанности входит проведение культурных мероприятий на Элитке, являются носителями этих ценностей.

Как куратору начать работу с первокурсниками? Какие бывают уровни адаптации у студентов? Как выбрать старосту в группе? На эти и многие другие вопросы отвечала психолог отдела Элитного технического образования О. М. Солодовникова.

Чтобы избежать проблем при работе в команде, ребята прошли тренинг по конфликтологии, где каждый мог сказать другому, что признает его уникальность. 

Внешними экспертами этого дня стали А. Я. Пак, начальник отдела магистратуры ТПУ, и Е. В. Францина, директор центра научной карьеры ТПУ. Вместе с ними студенты ЭТО пополнили копилку идей для проведения праздника 120-летия ТПУ. «Мозговой штурм» показал, что каждый элитник креативен, отзывчив и деятелен.

Вечером участники успешно прошли Посвящение, отдельные этапы которого не принято разглашать. «Я пока не готов принять, что они теперь сами кураторы», - поделился мыслями третьекурсник Максим Сухарев.

Позже команды участников и организаторы Летней школы собрались вместе, чтобы спеть под гитару и выразить эмоции, переполнившие их после прохождения всех испытаний этой замечательной недели.


Иван Калинич, ФТИ, 2 курс

Я не долго думал, стоит ли мне ехать на Летнюю Школу. То, как описывали это мероприятие кураторы, убедило меня – что ЛШ может стать одним из самых ярких воспоминаний за всё время учебы.

В первый день я был удивлен, что нам читали лекции по различным темам, но ни слова не говорили о кураторстве. Потом всё встало на свои места. Как я понял, прежде чем работать с другими людьми, нужно поработать над собой. Этим мы и занимались первую половину ЛШ.

Каждый день был чем-то необычным и неповторимым. Складывалось такое ощущение, что прошел уже месяц или даже два. И ведь это были не только лекции. Постоянно проводились игры и тренинги на командообразование. Это было супер! Мне понравилось работать с ребятами в одной команде. Очень часто решение задачи зависело от каждого члена команды.

Вечерние рефлексии были особенным моментом. Действительно, было важно для каждого из нас поделиться впечатлениями и знаниями, полученными за прошедший день.

Я благодарен организаторам за этот опыт и надеюсь, что в будущем не раз смогу использовать полученные знания.

Image
Image
Image

И в заключение хотим представить вам работы, которые заняли на фотокроссе первые места.

Image
Image
Image
Image
Image

Автор текста Анна Капул, фотограф Максим Волшин.