Федеральная информационная площадка

Новости

Бои роботов-жуков. Летняя школа ЭТО 2015
27 августа 2015 г.
Image

Зачем инженеру иногда нужно быть гуманитарием, почему не на всех инновациях можно заработать и как запустить в небо ракету — ответы на эти и многие другие вопросы ищут будущие инженеры, которые учатся в Томском политехническом университете на первых курсах. Такие ребята стали участниками летней школы Элитного технического образования вуза.

Элитное техническое образование (ЭТО) — это дополнительная программа обучения, действующая в ТПУ. Выбравшие эту программу студенты изучают основы современного менеджмента в области инноваций и с первого курса разрабатывают собственные социальные и изобретательские проекты. Ежегодно в конце лета для студентов ЭТО проводится летняя школа, где они в течение недели встречаются с успешными предпринимателями и инженерами, посещают лекции и знакомятся на практике с различными технологиями.

В этом году школа стартовала 24 августа в лагере «Юный томич», в поселке Аникино. Туда приехали около 40 студентов-второкурсников из разных институтов ТПУ, которые уже прошли год обучения по программе ЭТО. Каждый день в школе посвящен отработке конкретных навыков и компетенций: критическое мышление, развитие изобретательских способностей, работа в команде.

Так, в среду, третий день школы, студенты могли попробовать свои силы в сборке роботов-жуков. Мастер-класс ребятам провел директор бизнес-инкубатора «Дружба» Юрий Васильев.

«Мы показали, как собрать БИМ-робота. Такой робот не обладает «мозгами», в нем нет контроллера, но он выполняет какую-то функцию. Студентам мы предложили собрать, спаять жука-светофила. Куда посветили, туда робот и едет. Сам робот достаточно простой: два мотора, две батарейки, два датчика, транзистор и кучка проводов. Важно, чтобы ребята подержали в руках паяльники, почувствовали процесс сборки», — рассказывает Юрий Васильев.

Спаяв жуков, ребята устроили между ними забег: чей жук пробежит дальше за лучом света. Как считают организаторы школы, такие практические занятия, которые зачастую проходят в виде игры, позволяют получить студентам много новых навыков.

«Вся программа Элитного образования построена по принципу «Меньше теории, больше практики», — говорит начальник отдела Элитного технического образования ТПУ Евгения Серебрякова.


«Мы видим, как ребят буквально зажигают истории реальных людей, которые приезжают на школу. Вот на днях у нас был директор компании DI-Group Игорь Ковалев, с ребятами он долго обсуждал сложности при построении своего технологического бизнеса, почему не каждая инновация успешно продается.»


В понедельник у нас была Оксана Макеева, директор «Томского регионального центра ресурсоэффективных технологий», она рассказывала о построении эффективной команды, а этот человек создал немало хороших проектов и собрал немало хороших команд».

Image

И студенты согласны, что часто им как «технарям» не хватает практических навыков и даже некоторых компетенций «гуманитариев».

«Инженер один в поле не воин, ему нужна команда специалистов с разными компетенциями. Командообразование, командный дух, это все необходимо любому инженеру. Я считаю, что ему нужны не только технические компетенции, но и гуманитарные. Для успешного развития в жизни необходим синтез знаний», — считает участник школы Александр Виноградов, студент второго курса Института кибернетики.

Студентов, выбравших программу ЭТО, называют «элитниками». И один из главных вопросов, на который они пытаются найти во время учебы и здесь, в летней школе, звучит примерно так: «Кто такой элитный инженер?».


«Мы пришли к выводу, что инженер должен быть лидером. Он должен уметь создать команду, задать цель работы. Элитный инженер должен видеть проблемы в обществе и искать их решение, а также сам должен формировать запросы общества.»


Поэтому развитие самых разных навыков, не только инженерных, которые в будущем помогут ребятам реализовывать собственные проекты и решать реальные проблемы людей, — это главная цель школы и программы ЭТО в целом», — поясняет один из организаторов школы, студентка 3 курса Физико-технического института Элина Киблер.

Студенты-элитники уже на первом курсе предлагают решение каких-то значимых для них проблем и создают собственные учебные проекты. Одни вместе с однокурсниками разрабатывают датчики для поиска потерянных вещей, другие — стельки для обуви с подогревом, которые заряжаются во время ходьбы.

«Да, это учебные проекты, у которых часто есть аналоги. Но все-таки инженер должен быть социализирован и решать проблемы, реально значимые для людей. Мы стараемся построить учебную программу так, чтобы студенты это понимали и стремились быть такими инженерами», — добавляет Евгения Серебрякова.

Добавим, летняя школа завершит свою работу в воскресенье.