Федеральная информационная площадка

Новости

Проектная деятельность для школьников Томской области
1 мая 2015 г.

В апреле 2015г. были организованы выезды в Томскую область с целью популяризации и развития технической проектной деятельности у школьников в рамках сотрудничества отдела элитного образования и ТОДОО "Хобби-центр".

Image

За данный период времени подготовленная группа волонтеров проводила образовательные семинары, занятия по проектной деятельности, и обучающие игры для более чем 700 участников. Каждая школа могла решить для себя, какое именно наполнение занятия они хотели видеть, и с учетом их пожеланий составлялся индивидуальный план занятий.

Основными направлениями семинаров были: «Тайм-менеджмент», «Эффективная презентация», «Ораторское искусство», «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)», «Креативное мышление». Основные направления занятий по проектной деятельности – разработка и осуществление энергоэффективных и ресурсосберегающих проектов, разработка гаджетов (устройств), облегчающих повседневный быт, проработка и модернизация уже существующих проектов для школьников, прошедших курс проектной деятельности ранее. Блок обучающих игр подразумевал под собой повторение и закрепление пройденного материала по физике, химии, математике, и иным образовательным предметам.

В ходе прохождения семинаров по ТРИЗ ребята познакомились с основными принципами противоречий в инженерных задачах, увидели, что в мире нас постоянно окружают какие-то изобретательские задачи, которые можно решить вне зависимости от степени их трудности. Креативное мышление способствовало развитию творческого начала, поставило вопрос о необходимости развития в себе качеств генератора идей, что влияет на успешный ход решения поставленной проблемы. Благодаря курсу «тайм-менеджмент» ребята познакомились с некоторыми видами методик, применяемых для более качественного распределения времени, такими как: матрица Эйзенхауэра, принцип Парето, и пр. На конкретных примерах были рассмотрены отрицательные качества отсутствия правильного расписания. Курс ораторского искусства и эффективной презентации был нацелен на ознакомление с основными моментами, сопутствующими успешному выступлению на публике, презентации и самопрезентации. Было рассмотрено, от чего зависит успех выступления, на какие моменты стоит обратить свое внимание. Помимо самого выступления и правил презентации, были так же рассмотрены такие вещи как: подготовка к выступлению, как справиться с волнением, как правильно стоит завершить свое выступление, отвечать на вопросы зала.

Проектная деятельность. За время данных занятий было разобрано понятие проекта, для чего он нужен, каким целям служит, какие виды проектов существуют, что такое идея проекта, чем цель отличается от задачи. Участники проявляли живой интерес и активно включались в работу, задавали вопросы, генерировали идеи. Возникало много споров, дискуссий на тему проектной деятельности, её важности, актуальности в современном образовании. В процессе тренинга ребята на практических примерах, которые им самим было предложено придумать, научились правильно формулировать цель проекта, задачи, которые требуется выполнить для его осуществления, методы отслеживания продвижения к намеченной цели, и определять проект во времени. Впоследствии, применяя основные методики SMART анализа, учащиеся смогли более качественно выстроить процесс осуществления задуманного технического проекта. Школьниками были представлены проекты различных тематик, вот некоторые из них: ветрогенератор, детектор скрытой проводки, солнечные жалюзи, двигатель Стирлинга, сумка – столик для ноутбука, подсветка комнаты в ночное время, уборочные ботинки, механизм педали для открывания дверей, сушилка для нескольких пар обуви, цветочный горшок с автополивом, велогенератор, и др. Каждый проект отличается своей уникальностью, и что самое немаловажное – ребята сами выбирали, какой проект они хотят разрабатывать, что увеличивало общую вовлеченность в обучающий процесс.

Для проверки полученных знаний по точным наукам ребятам было предложено проведение уроков в игровой форме. По химии участникам предлагалась игра «Зомби». В ней основной задачей являлось освобождение игрового поля участниками от зомби, которыми оно было населено. В каждой зоне, в которой находился зомби, участники выполняли задание, связанное с одной из тем: определение вида связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная, металлическая, водородная), решение уравнения реакций, ряд творческих заданий, и т.д. Если участник выполнял задание, зона становилась освобожденной и принадлежала участникам игры, если же не решал, то участник решавший задачу становился зомби, и сам в дальнейшем уже выдавал задания. По математике ребятам предлагалась игра «Математическая биржа». Ее целью являлось нахождение значения основного выражения, но для его поиска требовалось решать дополнительные упражнения. После решения упражнения оно закреплялось за участником, и он получал за его решение определенную сумму. Победителем становился игрок, решивший основной пример и набравший наибольшее число денег. Помимо игр по химии и математике школьники так же могли на несколько часов почувствовать себя древними египтянами, играя в междисциплинарную игру, основной идей которой являлось спасение от набегов вавилонян. Для поставленной задачи участникам требовалось заработать необходимое количество очков, которое символизировало собой денежный откуп. По мере прохождения игры участникам приходилось строить пирамиды, бороться с бедствиями, налогами, находить лекарства от различных болезней, мешающих продвижению к победе, решая различного рода задания, направленные на проверку знаний по основным образовательным предметам.

Целью данных выездов являлось привлечение молодежи к решению общественно важных задач, таких как снижение качества образования и популяризации образа инженера в современном обществе. По ходу проведения данных мероприятий можно было зафиксировать всеобщую заинтересованность участников, был повышен уровень мотивации для проявления учащимися инициативы по самостоятельному изучению предметов. Полученные в ходе семинаров знания способствовали развитию личностных качеств, умению работать в команде, умению определять проблему и находить пути ее решения, применять нестандартные способы мышления в ходе работы над проектной деятельностью. С учетом применения нестандартных методик в обучении и внедрения дополнительных компетенций можно добиться повышения уровня усвояемости основного материала и развития дополнительных качеств, требуемых для становления настоящим специалистом в требуемой отрасли.


Немного о проведенных выездах в цифрах:

  • Общее число школьников 7-11 классов, участвовавших в данном мероприятии составило порядка 700 человек.

  • Общее кол-во экспертов, ведущих семинаров, и волонтеров, участвующих в проекте составило порядка 40 человек:

Стародубцева Дарья, Чернов Александр, Бай Юлий, Денчук Дарья, Мозгалева Полина, Солодовникова Ольга Михайловна, Замятина Оксана Михайловна, Разуванова Анна, Курмашев Мереке, Збродько Даниил, Ленивцева Юлия, Абдыкеров Жанат, Сухарев Максим, Оловянишникова Татьяна, Артемьев Андрей, Старшинов Влад, Волокитин Роман, Курилова Алина, Фензель Андрей, Почуфаров Антон, Черных Татьяна, Богрова Ксения, Шершнев Сергей, Соколова Виктория, Кольцов Константин, Таскин Никита, Погожев Александр, Волохов Николай, Беликова Анна, Петрова Вера, Фатькина Наташа, Лисенков Артем, Весельев Александр и др.

  • Всего ведущими были посещены 11 районов:

Каргасокский Парабельский, Колпашевский, Верхнекетский, Чаинский, Бакчарский, Шегарский, Кожевниковский, Асиновский, Первомайский, Томский.

  • В перечень школ-участников данных выездов вошли:

МОУ Каргасокская СОШ №1, МОУ Каргасокская СОШ №2, МБОУ Парабельская СОШ имени Н.А. Образцова, МБОУ Парабельская гимназия, МБОУ Асиновская гимназия №2, МБОУ Асиновская СОШ №4, МОУ Первомайская СОШ, МОУ Бакчарская СОШ, МОУ Подгорнская СОШ, МОУ Кожевниковская СОШ №1, МБОУ Шегарская СОШ №1, МАОУ Колпашевская СОШ №2, МАОУ Белоярская СОШ №2.

Image
Image
Image
Image
Image
Image